![](/images/cms/thumbs/65d5b637dbdd2e2dd4a47b5b53bac453c5f0f6a4/nofoto_96_auto_100_80.jpg)
И как же верно и точно Олдридж связывает с этим вопрос об ответственности современного художника! Не пропустим ни одной грани в сжатом, емком, где хорошо взвешено каждое слово, ответе английского писателя-публициста на этот вопрос: «На протяжении истории еще не было времени, когда интеллигенту было бы настолько необходимо понять свою роль и сыграть ее как следует. Поддельные версии марксизма, поддельные представления о революции, поддельные приманки «антибуржуазности», поддельное служение поддельным целям — никогда еще подобные обманы не предпринимались в таких масштабах и с таким напором.
Никогда еще интеллигенту не было настолько необходимо найти научный и соответствующим образом оформленный базис для выбора своей позиции. Никогда человеческие чувства не были достаточны сами по себе. Искренности еще мало. Широких интеллектуальных концепций и перспектив еще мало. Служение гигантскому историческому движению должно быть точным, дисциплинированным и сознательным. Оно должно быть научным. Интеллектуал не смеет предаваться анархическому культу собственной личности. Интеллектуал уже не имеет права делать ошибки и объявлять их искусством. Интеллектуал не имеет права полагаться на интуицию, выбирая свою политическую позицию. Интеллектуал должен знать. Он должен понимать. А к знаниям и пониманию есть только один путь — в единстве с дисциплинированным и организованным коллективом, который опирается не на один «чистый» интеллект, но использует силу самой истории и формируется на подлинном базисе марксизма».
Но если эти требования с такой силой предъявляет к себе западный интеллигент, то какова же сегодня мера ответственности за внутреннюю зрелость нашего художника! Именно внутренняя зрелость, внутренняя потребность еще более серьезного участия в историческом, общепартийном деле. Будет она, внутренняя зрелость, из глубин жизни, со всего мира придут новые темы, новые образы, будет небывалый расцвет советского кино — в радость народу, в счастье художнику.
В заключение — открытое письмо Сергею Бондарчуку
Уважаемый Сергей Федорович! Так уж, наверное, устроены советские люди, в отличие от некоторых старых российских интеллигентов, что они за каждым «полетом мысли», не в ущерб крыльям, стремятся и к «заземлению», к практическому разрешению самых заветных и смелых мечтаний.
Я только что закончил обзор волнующих меня мыслей о внутренней зрелости художника, о том, как нужна нашему кино новая воля к силе, и тут же испытываю потребность непосредственного обращения к одному из тех, с кем многие из нас, кинозрителей, связывают реальную возможность рождения этой силы. Может быть, такой открытый разговор с Вами на миру пойдет на общую пользу?
Самые прекрасные идеологические побуждения и построения в конце концов упираются в одно: кто из мастеров что реально делает? Может быть, вы, мастера, и не всегда до конца реально представляете, что не простое любопытство и не некая бесцеремонность залезания в чужую душу присутствуют в поведении наших людей, когда они допытываются: ну а что у вас дальше? Какая следующая работа? Теперь множество сознательных, образованных, глубоко и искренне заинтересованных в искусстве людей, если хотите, и есть тот «коллективный Стасов», который решается даже подсказывать нашим Мусоргским, за что взяться...
«А что у вас дальше?» — этот вопрос, особенно к Бондарчуку, мысленно обращают сегодня, наверное, многие.
Вам только что минуло пятьдесят... Прекрасная пора молодой зрелости. Позади — огромный труд над толстовской эпопеей... И, без передышки, еще одно умудрение опытом — «Ватерлоо». И сразу — актерское воплощение в чеховского Астрова... Казино Slot V - вот где настоящие космические баталии и крутые выигрыши!